Программирование I ступень

Общая характеристика курса

Основная цель курса Программирование I ступень − формирование у школьника основ алгоритмического мышления и интереса к программированию. Для этого курса мы специально разработали графические исполнители Робот и Чертежник и комплекс заданий для них, что позволяет ученику в простой визуальной форме осваивать сложные конструкции языка программирования.

Для обучения нами используются уникальные в России обучающие продукты, созданные на мехмате ЮФУ: Система программирования Pas­cal­ABC.NET и Электронный задачник Pro­gram­ming Task­book. Данные разработки преподавателей компьютерной школы позволяют многократно увеличить скорость и качество усвоения материала.

Язык PascalABC.NET, положенный в основу курса, выбран не случайно: язык Pas­cal заслуженно считается одним из лучших языков начального обучения программированию. Кроме того, PascalABC.NET опирается на платформу Microsoft .NET Frame­work и содержит ряд современных расширений по сравнению с традиционным языком Pas­cal.

В итоге прохождения курса Программирование I ступень школьник совместно с родителем должен принять решение, интересно ли ему программирование и следует ли дальше заниматься в этом направлении. В любом случае полученные базовые знания сформируют основы алгоритмического восприятия мира на долгие годы.

Краткая программа курса

Алгоритмы, программы, исполнители. Знакомство с алгоритмами и программами. Первые программы: простейшие вычисления, вывод строк. Компиляция и ошибки в программах. Исполнитель Робот.

Типы и переменные. Программы простейшей структуры. Описание переменной. Оператор присваивания, инициализация переменной. Выражения. Кортежи. Ввод данных. Электронный задачник. Стандартные функции. Операции div и mod. Исполнитель Чертежник.

Знакомство с управляющими операторами. Цикл loop, составной оператор. Цикл for. Типовые задачи на циклы loop и for: сумма и произведение значений, прогрессии, таблицы значений функции. Логические переменные, выражения и операции. Условный оператор if, вложенные условные операторы. Оператор выбора case. Циклы while и repeat, зацикливание, бесконечные циклы.

Совместное использование управляющих операторов. Смешанные задачи на циклы и условные операторы. Переменные-счетчики. Типовые задачи на обработку последовательностей. Оператор break. Случайные числа. Простейшие вычислительные эксперименты (бросание монет, бросание кубиков). Создание простейших консольных интерактивных обучающих и игровых программ. Вложенные циклы.

Знакомство с массивами. Описание, ввод и вывод массива. Типовые алгоритмы обработки массива. Строка как массив символов.

Процедуры и функции. Знакомство с процедурами и модулями. Процедуры с параметрами. Функции. Передача параметров по значению и по ссылке. Разработка новых исполнителей.

Работа с графикой. Графические примитивы. Цвет, кисть и перо. Шрифт. Графическое окно. Использование массивов в графических программах. Системы координат. Изображения и их обработка. Простейшая анимация и анимация на основе кадра. Использование спрайтов. События мыши и клавиатуры и их обработка.

Перейти к курсу Программирование II ступень.